пятница, 28 марта 2014 г.

Фокальный герой

Один из самых распространенных приемов современной литературы - фокальный персонаж. Показать историю глазами самого героя - признак высочайшего мастерства.




«Фокальный персонаж вводится в основном просто для того, что бы быть эмоциональным центром повествования. Это персонаж, на которого настроен фокус, центр внимания, это человек, чьи реакции доминируют в кадре», - вот краткое описание фокального персонажа, которое я нашел на одном из сайтов.
Фокальный персонаж нам всегда нужен и важен. Через него мы показываем другую точку зрения или даже диаметрально противоположную соображениям главного героя. Фокальный персонаж – удобный инструмент, но не стоит забывать о том, что он – в первую очередь персонаж.
В Западной литературе присутствует и смешивание фокального персонажа и рассказчика. Мы наблюдаем за развитием произведения глазами фокального персонажа. Соответственно, все проблемы этот герой решает сам, опираясь на свой опыт и жизненные принципы. Фокальный персонаж всегда в центре всех событий, основная завязка сюжета напрямую связана с ним. Многие произведения переписывались просто потому, что авторы не могли определиться с фокальным персонажем.
Последнее – совсем не правило. Главных персонажей может быть и шесть, и восемь. Но стоит помнить о том, что существуют читатели. Те персонажи, которые им понравятся, со временем получат больше книжного времени, а в конечном итоге останется лишь один, со своей уникальной проблемой, заинтересовавшей большинство читателей.
Фокальный персонаж имеет несколько отличий от типичного ГГ. Во-первых, он обладает определенным менталитетом, и его нужно придерживаться. Если фокальный персонаж у нас – рабочий, значит, его речь будет полна технических терминов. Его мышление – весьма узкое, он смотрит на решение проблемы поверхностно. Если фокальный персонаж – инженер, то он тоже может использовать немало терминов, но его речь будет более интеллигентной, а на проблему он всегда будет смотреть со всех сторон. Даже если фокальный персонаж у нас нестандартный, все-таки какими-то стереотипными чертами он должен обладать. Иначе этот персонаж будет казаться неестественным, случайным в обстановке, которую вы хотите показать. Не может профессор работать на стройке, как бы он ни хотел. Не впишется в коллектив, не станет своим, если не начнет выражаться как рабочий (хотя думать может по-старому).
Хотелось бы еще кое-какие детали прояснить. Чем меньше рассказ, тем меньше должно быть фокальных персонажей. Распылять внимание на нескольких героев читателю не стоит. Иначе он попросту запутается. Либо вы не сумеете раскрыть все линии. Если нужны несколько персонажей – увеличивайте размер рассказа или разбивайте его на два рассказа. За пятнадцать-двадцать страниц просто нереально показать взгляды даже двоих персонажей со стороны каждого из них.

Ну и напоследок: если вы используете фокального (читай - думающего) персонажа, постарайтесь избежать авторских размышлений. Рассказчик неуместен там, где главный герой сам рассказывает историю. Не перебивайте вашего персонажа, дайте ему рассказать всю историю, подарите ему собственные мысли и эмоции – и вы получите оригинальную историю.

0 коммент.:

Отправить комментарий