воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Сюжетные клише

В литературе, как и в других сферах жизни, существуют особые законы. Какие-то из них со временем приедаются, какие-то - остаются правилами на века. О последних мы с вами и поговорим...




Клише – неотъемлемая часть писательства. Если поискать ее аналоги в реальной жизни, наиболее точным будет слово «привычка». Миллионы людей привыкли вставать рано, миллионы – поздно. Внутри каждой из этих групп царит понимание образа жизни другого человека. Другой пример – чистка зубов. Мы ее делаем механически, даже не задумываясь о причинах такого поведения. Просто вошло в привычку перед сном чистить зубы.
В литературе все точно так же. Многие писатели пользуются устоявшимися клише. Просто так вошло в привычку. Если пишем приключенческую литературу, то пользуемся одним из вариантов конфликта: либо описываем путешествие, либо пишем о погоне. Такие конфликты понятны большинству читателей приключенческих романов. Собственно, за таким сюжетом они и приходят в книжный магазин.
Клише ни в коем случае не обедняет авторский замысел. Оно лишь подсказывает прямую дорогу к читательскому сердцу. Но легкая дорога – не всегда самая правильная…
И все же, в рамках клише получаются впечатляющие произведения. Цикл «Гарри Поттер» основан на клише «взросление героя». Сколько уже было таких произведений, но Джоан Роулинг это не остановило. И Гарри Поттер в ее книгах и вправду меняется на протяжении всего цикла, становится взрослым и учится принимать важные решения. Do it wrong: написать историю про превращению подростка во взрослого человека, оставив его эмоции и переживания статичными. Эффект взросления не передастся. И читатель почувствует себя обманутым.
Любое клише нужно использовать осторожно. Его необходимо раскрыть, иначе клише превратится в штамп, а рассказ – в «один из…».
Теперь практика. Приведу пример хорошего использования клише: помощник детектива Шерлока Холмса доктор Ватсон. Do it wrong – подруга детектива, какая-нибудь красотка. Этот ход казался свежим и интересным во времена расцвета нуара. Сейчас же он изжил себя, и подруг детективов мы можем отыскать в каждом втором (если не в каждом) детективном романе. А вот ход с приятелем детектива до сих пор хорош и свеж. Конан Дойл не просто создал помощника для Шерлока, он и раскрыл характер Ватсона, отчего и тот запомнился читателю.

Использовать клише или нет – решать тебе, автор. Хочешь добраться проверенной тропой – используй. Хочешь написать нечто индивидуально-авторское – не используй. Но главное правило помни всегда: любой прием, который ты используешь в произведении, должен быть раскрыт. Иначе у читателя появится эффект дежавю, что не есть гуд.

0 коммент.:

Отправить комментарий