Итак, вот мы и подобрались к одной важной вещи. А именно - к концу произведения. Какие варианты концовок являются предпочтительными? Давайте же выясним...
Кризис и кульминация – заключительные
части рассказа. Но даже после них встречается еще одна часть рассказа – эпилог.
Или же кульминация остается за пределами рассказа – при открытом финале,
который заставляет читателя додумывать историю самому.
Итак, окончание произведения – особенная
часть любого рассказа или романа. Если читатель, дочитав до конца ваше
произведение, не испытает чувство глубокого морального удовлетворения (ГМУ), он
перестанет читать ваши рассказы и романы.
Что ж, приступим к разбору окончаний и
их видам. Первая классификация: окончания сюжетные и окончания геройские. В
первом случае главная идея произведения – сюжет, а герои являются фоном (тот же
«Аватар»). Во втором случае сюжет идет второстепенной линией, а главный упор
делается на чувства героя, который либо избавляется от своих переживаний, либо
в них тонет (тот же «Титаник»). В первом случае читательский интерес вызывает
окончание сюжета, во втором случае – судьба героев.
Существует и вторая классификация (она
мне ближе). Рассмотрим ее более подробно:
1. Цикловое окончание.
Распространено в фэнтези. В самом начале
произведения (чаще – в прологе) описывается сцена из конца произведения.
Соответственно, в самом конце произведения сцена из начала копируется, а затем
наполняется деталями и приходит к логическому концу (или же не приходит).
2. Временное окончание.
Любимый трюк триллеров. Все произведение
происходит в течение одного-двух дней (реже – чуть дольше). Дни описываются
подробно от начала и до конца. Конец дня обычно является и концом произведения.
Из примеров могу припомнить разве что фильм «Пилу-1».
3. Расплата.
Ну тут все просто. Если персонаж наш вел
себя неправильно, то в конце концов за свои ошибки он поплатится («Преступление
и наказание» Достоевского). Такие концы распространены в литературе ужасов, где
мистические силы стоят выше человеческих. И человек за свое любопытство
вынужден расплачиваться. Ну и в психологических триллерах такие трюки видны
сплошь и рядом.
4. Награда.
А это уже излюбленный конец любовных
романов. Хэппи-энд никто еще не отменял. Если ваш герой упорно работал над
задачей, он должен быть вознагражден по заслугам. В фэнтези часто встречается
такой прием: главный герой сражается с силами зла или драконом, а затем
вознаграждается троном или браком с прекрасной принцессой.
5. Цитата.
Произведение может окончиться и
монологом героя. В этом монологе могут быть перечислены выводы, которые сделал
для себя герой. Либо же герой может просто цитировать известную личность или
цитату.
6. Призыв.
В отличие от монолога героя, тут автор
высказывает свою позицию, призывая читателя совершать/не совершать какое-нибудь
действие. Чаще всего автор тут высказывает свою идею по поводу конфликта
произведения.
7. Эпилог.
Встречается в книгах, не имеющих
продолжения. В эпилогах автор описывает дальнейшую судьбу персонажей. Хороший
прием, но уже несколько устаревший. Почти в каждой книге, не имеющей
продолжения, встречается эпилог. Если вы планируете продолжение, к эпилогу не
стоит прибегать. Иначе вы будете зажаты в рамки уже описанных событий.
Также окончания бывают еще двух видов:
оконченные и неоконченные. При оконченных вы ставите финальную жирную точку в
произведении. При неоконченных вы оставляете финал открытым, отдавая читателю
на откуп размышления по поводу дальнейшего развития сюжета. Не имеет значения,
будете вы писать продолжение или не будете. И четкий конец, и открытый финал
могут как подвести итог книге, так и продолжить ее. Только нужно помнить, что
при четком конце стоит придумать новый сюжет, а при открытом финале можно как
продолжить произведение с этого места, так и придумать новый сюжет (не забывая
об открытом финале).
Вот и все, что я хотел сказать об
окончаниях произведения. До скорых встреч!
0 коммент.:
Отправить комментарий