четверг, 8 мая 2014 г.

Окончание произведения

Итак, вот мы и подобрались к одной важной вещи. А именно - к концу произведения. Какие варианты концовок являются предпочтительными? Давайте же выясним...




Кризис и кульминация – заключительные части рассказа. Но даже после них встречается еще одна часть рассказа – эпилог. Или же кульминация остается за пределами рассказа – при открытом финале, который заставляет читателя додумывать историю самому.
Итак, окончание произведения – особенная часть любого рассказа или романа. Если читатель, дочитав до конца ваше произведение, не испытает чувство глубокого морального удовлетворения (ГМУ), он перестанет читать ваши рассказы и романы.
Что ж, приступим к разбору окончаний и их видам. Первая классификация: окончания сюжетные и окончания геройские. В первом случае главная идея произведения – сюжет, а герои являются фоном (тот же «Аватар»). Во втором случае сюжет идет второстепенной линией, а главный упор делается на чувства героя, который либо избавляется от своих переживаний, либо в них тонет (тот же «Титаник»). В первом случае читательский интерес вызывает окончание сюжета, во втором случае – судьба героев.
Существует и вторая классификация (она мне ближе). Рассмотрим ее более подробно:

1. Цикловое окончание.
Распространено в фэнтези. В самом начале произведения (чаще – в прологе) описывается сцена из конца произведения. Соответственно, в самом конце произведения сцена из начала копируется, а затем наполняется деталями и приходит к логическому концу (или же не приходит).

2. Временное окончание.
Любимый трюк триллеров. Все произведение происходит в течение одного-двух дней (реже – чуть дольше). Дни описываются подробно от начала и до конца. Конец дня обычно является и концом произведения. Из примеров могу припомнить разве что фильм «Пилу-1».

3. Расплата.
Ну тут все просто. Если персонаж наш вел себя неправильно, то в конце концов за свои ошибки он поплатится («Преступление и наказание» Достоевского). Такие концы распространены в литературе ужасов, где мистические силы стоят выше человеческих. И человек за свое любопытство вынужден расплачиваться. Ну и в психологических триллерах такие трюки видны сплошь и рядом.

4. Награда.
А это уже излюбленный конец любовных романов. Хэппи-энд никто еще не отменял. Если ваш герой упорно работал над задачей, он должен быть вознагражден по заслугам. В фэнтези часто встречается такой прием: главный герой сражается с силами зла или драконом, а затем вознаграждается троном или браком с прекрасной принцессой.

5. Цитата.
Произведение может окончиться и монологом героя. В этом монологе могут быть перечислены выводы, которые сделал для себя герой. Либо же герой может просто цитировать известную личность или цитату.

6. Призыв.
В отличие от монолога героя, тут автор высказывает свою позицию, призывая читателя совершать/не совершать какое-нибудь действие. Чаще всего автор тут высказывает свою идею по поводу конфликта произведения.

7. Эпилог.
Встречается в книгах, не имеющих продолжения. В эпилогах автор описывает дальнейшую судьбу персонажей. Хороший прием, но уже несколько устаревший. Почти в каждой книге, не имеющей продолжения, встречается эпилог. Если вы планируете продолжение, к эпилогу не стоит прибегать. Иначе вы будете зажаты в рамки уже описанных событий.

Также окончания бывают еще двух видов: оконченные и неоконченные. При оконченных вы ставите финальную жирную точку в произведении. При неоконченных вы оставляете финал открытым, отдавая читателю на откуп размышления по поводу дальнейшего развития сюжета. Не имеет значения, будете вы писать продолжение или не будете. И четкий конец, и открытый финал могут как подвести итог книге, так и продолжить ее. Только нужно помнить, что при четком конце стоит придумать новый сюжет, а при открытом финале можно как продолжить произведение с этого места, так и придумать новый сюжет (не забывая об открытом финале).

Вот и все, что я хотел сказать об окончаниях произведения. До скорых встреч!

0 коммент.:

Отправить комментарий