среда, 28 мая 2014 г.

Творческий кризис

Самое опасное явление, которое может поразить автора - как раз творческий кризис. О нем мы знаем немного, но врага стоит знать в лицо.




Часто мы слышим: «Вот у меня творческий кризис, я не могу писать». Или «Я в творческом кризисе, у меня нет идей по поводу нового романа». Так что кроется под этими фразами? Банальная лень или глобальная проблема?
На самом деле, творческого кризиса не существует в природе. Существует кризис идей, когда хорошие сюжетные ходы не идут в голову, либо когда мы просто не можем приняться за новое произведение. Но творчество намного выше всего этого.
Часто под творческим кризисом мы понимаем собственный страх. Например, вам удалась какая-то классная сцена, а затем вы пишите обычную, ничем не примечательный эпизод. Вы принимаетесь рвать на себе волосы и говорить, что вдохновение ушло. Одумайтесь!
На самом деле, на сильных эпизодах погоду не сделаешь. Если они будут стоять друг на друге, а особенно и в больших произведениях, читатель не сможет оценить их вкус. Если вы постоянно питаетесь в ресторанах, вам приестся вкус лобстеров.
Нельзя бояться быть осужденными. Нельзя бояться критики. Нужно гнуть свою линию, переписывать только те отрезки, которые не гармонируют с общей линией произведения. Не думайте о читателе. Он сам вас найдет. Если будете зависеть от общественного мнения, ничего толкового в писательской деятельности не добьетесь.
И вспомните еще о кульминационных моментах. Они расположены между тихим нарастанием конфликта и спадом. Так что все в порядке, пишите вы хорошо.
Еще фраза «У меня творческий кризис» проскакивает, когда у нас нет информации. Срочно боритесь с ленью! Открывайте справочники, энциклопедии, разговаривайте с нужными людьми, пополняйте свой запас. На это время можете отложить написание рассказа в сторону. Вернетесь тогда, когда в вашей голове сложится картинка относительно событий в вашем рассказе/романе.
Ну и самая простая ситуация – лень. Книгу этак пятую я писал в соавторстве. Свою главу я заканчивал за день-два. Мой соавтор постоянно ссылался на творческий кризис и присылал мне свою часть спустя недели три. Вот такой вот совет вам дам: пишите хотя бы по одной странице в день. Или поставьте себе определенный срок, к которому должны закончить произведение. Но не просто его поставьте. Сделайте себе пометку: «мотивация». Если не успеешь написать в срок, клади сотню в копилку. И в течение года ты не сможешь ее оттуда взять. Денежная мотивация работает как нельзя лучше. Проверено человеческой историей.

Но лучше искать другую мотивацию – творческую. Пока не пропал запал, старайтесь поддерживать в себе интерес к писательству. Получайте удовольствие от самого процесса, не отвлекайтесь на мелочи. И старайтесь совершенствоваться. Тогда фраза «А у меня творческий кризис» никогда в вашу голову не забредет.

2 коммент.:

  1. Да, эта статья очень-очень полезна. Надо будет не ззабыть.~
    Ниазеск с БДж.

    ОтветитьУдалить