вторник, 13 мая 2014 г.

Без плана

Итак, хоть я и противник написания произведений без четкой структуры-плана, все-таки обойти вниманием эту тему не могу. Вдохновение - тоже важная вещь, и с ее помощью можно написать очень интересное произведение...





Я неоднократно упоминал, что при написании произведения лучше руководствоваться планом. Но «лучше» - понятие относительное, для каждого автора оно разное.
Существует категория писателей, которые пишут только тогда, когда их посещает вдохновение. Такие авторы сильно отличаются от остальных, ведь они пишут обычно много, забывают о реальности, могут даже не спать по ночам… И все это в те редкие моменты, когда их посещает вдохновение.
Чтобы не идти по второму кругу, я лучше расскажу о технике письма без плана. Авторы, работающие только при наличии музы, никогда не смогут закончить большой роман в срок, а то и просто его окончить. Ибо вдохновение может куда-то улетучиться.
Потому мой совет: не беритесь за большие и сложные произведения с множеством интриг и сюжетных линий. Лучше сосредоточьтесь на сильном сюжете.
Авторам, пишущим то, что им нашептывает муза, удаются просто отличные рассказы небольшого и среднего объема. Обычно в таких произведениях присутствует одна сюжетная линия и один главный герой, рассказывающий от своего имени события (либо же просто все внимание сосредоточено на нем).
Отсутствие плана дает автору полную свободу. И почти полный отказ от повествования. Много сильных рассказов сосредоточены на рассуждениях или описаниях. Притом они могут быть не похожими на привычные нам описания или рассуждения. А уж их горючая смесь… Мне очень нравится малая проза Уильяма Гибсона. Вот отрывок из рассказа «Отель «Новая Роза»:

Я  просто  не  в силах  ненавидеть тебя, девочка.  А  вертолет "Хосаки" вернулся. Огни погашены: он охотится  в инфракрасных лучах, нащупывая теплую плоть.  Приглушенный  вой - это  он разворачивается  в  нескольких сотнях метров, поворачивает к  нам,  к  "Новой  розе".  Молниеносная  тень на  фоне свечения Нариты.
Все в порядке, девочка. Только, пожалуйста, приди. Возьми меня за руку.

Мысли персонажа тут грамотно смешиваются с описаниями. Повествования в этом произведении отсутствует, так как главный герой просто рассказывает своей старой знакомой о своих переживаниях.
Яркий сюжет в таких произведениях всегда во главе угла. Под яркостью я подразумеваю «ослепительную вспышку», т.е. такой рассказ, который оставляет после себя приятное послевкусие, который моментально проникает в сознание. Авторы таких рассказов, как правило, раскручивают лишь одну мысль, одну идею. И разворачивают ее сразу же.
Тут есть и очевидный минус. Произведение почти никогда не имеет ярко выраженной структуры, оттого мало понятно обычному читателю века потребления. Такие рассказы кажутся чрезмерно динамичными либо затянутыми, однако стоит помнить, что автор вряд ли ставил задачу создать прямую линию сюжета. Идея, описания, мысли – всем этим перегружены авторские рассказы, и не стоит искать в них скрытые подтексты. Каждый рассказ – кульминация, яркая и ослепительная. Если автору это не удалось – что ж, тогда его музу нужно прихлопнуть и найти другую, менее ленивую, с лучшими идеями.
Надо так же помнить, что не составляя план (даже виртуальный), вы берете на себя лишние риски. И если у вас нет каких-либо ярких идей, лучше переборите себя и возьмитесь за план. Но если в вашей голове витают интересные мысли… Что ж, будет интересно ознакомиться с придуманным вами жанром.

Как и Уильям Гибсон, написав свой «Отель «Новая Роза», заложил первый камень нового стиля – Киберпанка.

0 коммент.:

Отправить комментарий