При построении сюжета важно не забывать наличие всех его частей. Композиция должна быть четкой и плавной, логичной... Но иногда она должна быть взрывной. Этим и отличаются кризисные и кульминационные части от других частей произведения.
Еще во время рассмотрения композиции я
познакомил вас с кризисом и кульминацией. Это те самые основные точки, на
которых держится весь интерес к произведению.
Кризис в произведении всегда выполняет
одну важную роль: опускает героя на самое дно, откуда тому придется выбираться,
приложив немало сил. Герой перестает верить в себя, в победу, в исполнение
мечты… Но при этом главный герой не должен выглядеть размазней или дураком. Все
поступки главного героя должны быть логичными, иначе читатель не будет ему сопереживать
в кульминационной части произведения. Читателю нравится, когда герой при
решении кризисной ситуации ведет себя:
1) благородно – уступает своему
противнику по собственному желанию, не ввязываясь в мелкие дрязги;
2) очаровательно – находит хладнокровие,
чтобы вести себя непринужденно, с улыбкой на лице;
3) умно – придумывает легкий способ
выхода из сложной ситуации.
Сложная проблема и хорошее поведение
героя – лишь малая толика того, на чем держится кризис и кульминация. Нужно еще
продумать антагониста.
Соперник главного героя обязательно
должен раскрыться в кульминационном моменте. Штампом уже стало изъяснение
злодеем своих планов. Но этот вариант, в принципе, еще жив. Особенно, если
злодей у нас одинок, и ему хочется с кем-то поделиться своими мыслями. Либо же
если он сумасшедший. Психи тоже любят рассказывать свои планы…
Но высшим пилотажем является описание
поведения злодея, не прибегая к прямой речи. Его мотивы раскрываются по
элементам одежды, поступкам, всяким мелочам вроде брелков и значков…
Утопические/антиутопические романы
строятся на конфликте противоположных убеждений героя и его противника (злодеев
в классическом понимании слова тут нет). В кульминационном моменте стоит
показать диалог между персонажами с убедительной документацией каждой из
сторон.
Есть и такой прием как «Симпатия к
дьяволу». Тут ключевой момент таков: сторона зла привлекательнее стороны добра,
и душевные сомнения терзают главного героя. Но он все-таки не сворачивает на
темную сторону и лишь в концовке произведения решается бросить открытый вызов
злодею, критикуя идеи антагониста.
Итак, строится у нас кризис с
последующей кульминацией на трех китах: конфликте и мотивациях как героя, так и
антагониста. Соединив все эти вещи воедино, мы получим мощный коктейль, который
поставит красивую точку в конце произведения.
0 коммент.:
Отправить комментарий