суббота, 3 мая 2014 г.

Кризис и Кульминация

При построении сюжета важно не забывать наличие всех его частей. Композиция должна быть четкой и плавной, логичной... Но иногда она должна быть взрывной. Этим и отличаются кризисные и кульминационные части от других частей произведения.




Еще во время рассмотрения композиции я познакомил вас с кризисом и кульминацией. Это те самые основные точки, на которых держится весь интерес к произведению.
Кризис в произведении всегда выполняет одну важную роль: опускает героя на самое дно, откуда тому придется выбираться, приложив немало сил. Герой перестает верить в себя, в победу, в исполнение мечты… Но при этом главный герой не должен выглядеть размазней или дураком. Все поступки главного героя должны быть логичными, иначе читатель не будет ему сопереживать в кульминационной части произведения. Читателю нравится, когда герой при решении кризисной ситуации ведет себя:

1) благородно – уступает своему противнику по собственному желанию, не ввязываясь в мелкие дрязги;
2) очаровательно – находит хладнокровие, чтобы вести себя непринужденно, с улыбкой на лице;
3) умно – придумывает легкий способ выхода из сложной ситуации.

Сложная проблема и хорошее поведение героя – лишь малая толика того, на чем держится кризис и кульминация. Нужно еще продумать антагониста.
Соперник главного героя обязательно должен раскрыться в кульминационном моменте. Штампом уже стало изъяснение злодеем своих планов. Но этот вариант, в принципе, еще жив. Особенно, если злодей у нас одинок, и ему хочется с кем-то поделиться своими мыслями. Либо же если он сумасшедший. Психи тоже любят рассказывать свои планы…
Но высшим пилотажем является описание поведения злодея, не прибегая к прямой речи. Его мотивы раскрываются по элементам одежды, поступкам, всяким мелочам вроде брелков и значков…
Утопические/антиутопические романы строятся на конфликте противоположных убеждений героя и его противника (злодеев в классическом понимании слова тут нет). В кульминационном моменте стоит показать диалог между персонажами с убедительной документацией каждой из сторон.
Есть и такой прием как «Симпатия к дьяволу». Тут ключевой момент таков: сторона зла привлекательнее стороны добра, и душевные сомнения терзают главного героя. Но он все-таки не сворачивает на темную сторону и лишь в концовке произведения решается бросить открытый вызов злодею, критикуя идеи антагониста.

Итак, строится у нас кризис с последующей кульминацией на трех китах: конфликте и мотивациях как героя, так и антагониста. Соединив все эти вещи воедино, мы получим мощный коктейль, который поставит красивую точку в конце произведения.

0 коммент.:

Отправить комментарий