четверг, 3 апреля 2014 г.

Do It Wrong - диалоги

Итак, второй выпуск моей любимой рубрики. И посвящен он одной из важных проблем, с которыми сталкиваются писатели-новички. Это написание диалогов. Читая большинство произведений начинающих авторов, засыпаешь в тот момент, когда герои общаются между собой. Почему диалоги могут быть неинтересными? Какие стандартные ошибки допускают начинающие писатели? Попробуем разобраться...




Любимая мною рубрика. Как писать диалоги – не мне вас учить. А вот как диалоги писать НЕ надо, я, пожалуй, расскажу.

Do It Wrong – затянутость.
В диалоге присутствует своя динамика. Если у персонажа спросили – он обязан ответить по существу. Если не отвечает – это должно быть объяснено. Плохо, если ваш персонаж начинает беседу на отвлеченную тему по своей глупости (если вы только про колхозников не пишите). Пример затянутого диалога:

- Как добраться до Йорка?
- Да недалеко. Нужно проехать сто километров, а там увидите полицейских, этих шакалов! В прошлом году они мне обещали тачку подогнать, без проблем. Сказали, пустим Ла-Маншем, и не стоит платить за таможню…

Видите, как отвечающий ушел от темы? Нас его проблемы совершенно не волнуют, нам нужно получить строгий ответ.
Другое дело, если затянуто начинают в подробных деталях все описывать. Тоже плохо. Лучше передать обычным повествованием, что:

«Они долго сидели у костра и слушали жуткие рассказы о тварях, выбирающихся из самой сердцевины земли»,

чем расписывать в мельчайших подробностях, что за твари и откуда лезут. Если сюжет не крутится вокруг этого, конечно же. В данном примере читателю лучше прочесть, как герои сами встретятся лицом к лицу с монстрами и опишут их, чем слушать сказки в виде диалогов.

Do It Wrong – бессодержательность.
Без комментариев. Тупо пример:

— Неужели так и сказала: уходи?
— Да, именно так.
— Я не могу поверить.
— Клянусь! Я тебе передал все слово в слово. Так и сказала: уходи.
— Я не верю. Ты, верно, что-то перепутал.

Нашел в интернете. Четкий диалог. Ни о чем. Смысла расписывать эту ситуацию не было никакого.

Do It Wrong – длинный диалог из одного предложения.
Тоже неуместен. Читать по слову в предложение очень нудно. Раз-два за весь диалог можно переспросить, уточнить, но не давать односложные ответы. Исключение – герой, боящийся жизни в обществе (социофоб).

- Ты пойдешь на балет?
- Нет.
- Почему?
- Скучно.
- Объясни.
- Надоело.
- А куда тогда?
- В кино.

Do It Wrong – проблемы с атрибуцией. Атрибуция – пояснительные слова, стоящие после фразы в диалоге:

- Он отправился на битву, - напомнил Эво.

Атрибуцией будет считаться «напомнил Эво». Проблемы возникают в трех случаях:

- Надо бы сходить за Бриз, - сказал Балк.
- Пожалуй, ты прав, - кивнул Штормер.
- Она обещала нам сообщить кое-что важное, - сказал Балк.

Однотипная атрибуция «сказал Балк» попросту надоедает. Но в этом диалоге есть еще одна ошибка – автор два раза поясняет, что фраза принадлежит Балку. Одного раза вполне достаточно. И третья проблема:

- Мы пойдем узкой тропой.
- Но, возможно, она будет более опасной.
- Наверняка мы этого не узнаем. Так что давайте хотя бы попробуем.

Кому принадлежат эти слова? Загадка. А если персонажей у нас в диалоге больше двух, то тут вообще читатель начинает теряться. Он даже из контекста не выяснит, кому принадлежат те или иные слова.


Теперь вы знаете, какие ошибки можно допустить при постройке диалогов. Старайтесь их избежать.

2 коммент.:

  1. Полезная статья.
    Ниазеск с БДж.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!
      Надеюсь, что и впрямь кому-нибудь пригодится.

      Удалить