среда, 23 апреля 2014 г.

Технические приемы

Итак, в литературе действуют свои законы. И мы должны в них разбираться, чтобы грамотно писать.




Не секрет, что писать мы учимся, читая литературу. Как художественную, так и специальную. Последняя расширяет наш кругозор, обогащает запас слов, подсказывает новые приемы. Специальной литературе о манере письма существует великое множество. Больше остальных мне помогла книга Роя Питера Кларка «50 приемов письма». Я постараюсь вам рассказать о наиболее важных приемах. Кому будут интересны другие – гуглите эту книгу.

1. Соблюдение порядка слов.
В иностранной литературе принято правило: «Сначала подлежащее, затем сказуемое». В русской литературе порядок слов легко нарушается. Эти два стиля различны, но если вам нужна простая, доступная каждому проза, соблюдайте места подлежащих и сказуемых:

«Он так давно имел дело с приливами и отливами, что чуял движение воды даже во сне. Проснулся Док с первыми лучами, выглянул в окно — отлив уже начался. Выпил горячий кофе, съел три бутерброда и запил все квартой пива».

2. Осторожно с восклицательными знаками.
Лучше всего их использовать только для выражения удивления в речи персонажей. В авторском повествовании не стоит употреблять несколько предложений с восклицательными знаками рядом. А лучше вообще их избегать. Читатель должен испытывать свои эмоции, а не ваши. Ну и в диалоге эмоции персонажа нужно описывать взвешено, а не так:

«Смотри! — внезапно вскрикнул Нед, — Вон человек!..Я собираюсь заговорить с ним!» — горячо заявил Нед.

3. Точка в роли паузы.
Точка тормозит предложение. Всегда. Если вам нужны экшен и быстрая смена действий в конкретной сцене – тяните предложения, нагружайте его причастными, деепричастными оборотами, составными конструкциями, превращающим предложение в сложное. Когда вы ставите точку, вы объявляете о паузе. Не обязательно мысль прерывается. Просто вы делаете упор на определенной части предложения. Особенно прием с точками-паузами хорош для прямой речи. Пример не укажу, но, на мой взгляд, любая речь Мартина Лютера Кинга сгодится в роли примера. Тот умел делать паузы в нужное время.

4. Заставляйте слова работать на вас.
Этот раздел посвящен лексическим повторам. Да, и из них можно сделать конфетку, если повторять не в каждом предложении, а внутри одного абзаца. Да даже в каждом предложении можно их упоминать. Ведь повторяющееся слово наверняка врежется в память читателя, заставив того посмаковать момент. Цитирую Хемингуэя:

Тебе надо написать только одну настоящую фразу. Самую настоящую, какую знаешь. И в конце концов я писал настоящую фразу, а за ней уже шло все остальное. Тогда это было легко, потому что всегда из виденного, слышанного, пережитого всплывала одна настоящая фраза. Если же я старался писать изысканно и витиевато, как некоторые авторы, то убеждался, что могу безболезненно вычеркнуть все эти украшения, выбросить их и начать повествование с настоящей, простой фразы, которую я уже написал.

5. Используйте детали.
Не говорите, что этот динозавр принадлежал к роду Тираннозавр Рекс. Описывайте его в мелочах, каждый сантиметр кожи, каждую деталь поведения… Характер, внешность, привычки, повадки – описывайте персонажа в мельчайших деталях. Это помогает создать атмосферу таинственности, с одной стороны, а также заставить читателя положиться на собственные ассоциации, с другой. Если каждый узнает в динозавре Тираннозавра Рекса, значит, ваш труд удался. И теперь вам можно прилепить значок «мастер описаний».


Это немногие выдержки из этой замечательной книги. Конечно, больше она ориентирована на западную манеру письма. Но, надеюсь, вы ее все-таки найдете и прочитаете.

0 коммент.:

Отправить комментарий