Итак, в литературе действуют свои законы. И мы должны в них разбираться, чтобы грамотно писать.
Не секрет, что писать мы учимся, читая
литературу. Как художественную, так и специальную. Последняя расширяет наш
кругозор, обогащает запас слов, подсказывает новые приемы. Специальной
литературе о манере письма существует великое множество. Больше остальных мне
помогла книга Роя Питера Кларка «50 приемов письма». Я постараюсь вам
рассказать о наиболее важных приемах. Кому будут интересны другие – гуглите эту
книгу.
1. Соблюдение порядка слов.
В иностранной литературе принято
правило: «Сначала подлежащее, затем сказуемое». В русской литературе порядок
слов легко нарушается. Эти два стиля различны, но если вам нужна простая,
доступная каждому проза, соблюдайте места подлежащих и сказуемых:
«Он так давно имел дело с приливами и
отливами, что чуял движение воды даже во сне. Проснулся Док с первыми лучами,
выглянул в окно — отлив уже начался. Выпил горячий кофе, съел три бутерброда и
запил все квартой пива».
2. Осторожно с восклицательными знаками.
Лучше всего их использовать только для
выражения удивления в речи персонажей. В авторском повествовании не стоит
употреблять несколько предложений с восклицательными знаками рядом. А лучше
вообще их избегать. Читатель должен испытывать свои эмоции, а не ваши. Ну и в
диалоге эмоции персонажа нужно описывать взвешено, а не так:
«Смотри! — внезапно вскрикнул Нед, — Вон
человек!..Я собираюсь заговорить с ним!» — горячо заявил Нед.
3. Точка в роли паузы.
Точка тормозит предложение. Всегда. Если
вам нужны экшен и быстрая смена действий в конкретной сцене – тяните
предложения, нагружайте его причастными, деепричастными оборотами, составными
конструкциями, превращающим предложение в сложное. Когда вы ставите точку, вы
объявляете о паузе. Не обязательно мысль прерывается. Просто вы делаете упор на
определенной части предложения. Особенно прием с точками-паузами хорош для
прямой речи. Пример не укажу, но, на мой взгляд, любая речь Мартина Лютера
Кинга сгодится в роли примера. Тот умел делать паузы в нужное время.
4. Заставляйте слова работать на вас.
Этот раздел посвящен лексическим
повторам. Да, и из них можно сделать конфетку, если повторять не в каждом
предложении, а внутри одного абзаца. Да даже в каждом предложении можно их
упоминать. Ведь повторяющееся слово наверняка врежется в память читателя,
заставив того посмаковать момент. Цитирую Хемингуэя:
Тебе надо написать только одну настоящую
фразу. Самую настоящую, какую знаешь. И в конце концов я писал настоящую фразу,
а за ней уже шло все остальное. Тогда это было легко, потому что всегда из
виденного, слышанного, пережитого всплывала одна настоящая фраза. Если же я
старался писать изысканно и витиевато, как некоторые авторы, то убеждался, что
могу безболезненно вычеркнуть все эти украшения, выбросить их и начать
повествование с настоящей, простой фразы, которую я уже написал.
5. Используйте детали.
Не говорите, что этот динозавр
принадлежал к роду Тираннозавр Рекс. Описывайте его в мелочах, каждый сантиметр
кожи, каждую деталь поведения… Характер, внешность, привычки, повадки –
описывайте персонажа в мельчайших деталях. Это помогает создать атмосферу
таинственности, с одной стороны, а также заставить читателя положиться на
собственные ассоциации, с другой. Если каждый узнает в динозавре Тираннозавра
Рекса, значит, ваш труд удался. И теперь вам можно прилепить значок «мастер
описаний».
Это немногие выдержки из этой
замечательной книги. Конечно, больше она ориентирована на западную манеру
письма. Но, надеюсь, вы ее все-таки найдете и прочитаете.
0 коммент.:
Отправить комментарий