воскресенье, 13 апреля 2014 г.

Завлекалочки - как поддержать читательский интерес

Итак, вы, возможно, написали хорошее произведение. Полдела сделано. Но читатель может, откровенно говоря, зевать и откладывать чтение на потом. А все почему? Потому, что интерес пропадает. И я расскажу, как его можно поддержать, а как - не стоит.




Чтобы поддержать читательский интерес, автору приходится идти на ухищрения. Я расскажу о наиболее распространенных, при этом комментируя, какие из них хороши, а к каким прибегать не стоит.

1. Забегание вперед – Do It Wrong. Сразу же. Вот как оно звучит:

Герой еще не знал, но чувствовал, что скоро с ним произойдет что-то необычное…

Для бульварной литературы такой прием пойдет, для серьезной – вряд ли. Разве что если герой наш разговаривает с духами или иными потусторонними силами (или является медиумом/пророком). В других случаях мы намекаем читателю о неких событиях, которые должны произойти, от лица автора, а не героя. Искусственность такого приема чувствуется. Вряд ли в повседневной жизни мы можем предугадать грядущие события…

2. Открытый финал главы – мой излюбленный прием, который я стараюсь избегать. Но вы можете с легкостью отыскать открытые финалы в моих рассказах.
Чем отличается открытый финал главы от открытого финала всего произведения? А тем, что открытый финал всего произведения оставляет читателям додумывать конец за автора. В то время как при открытом финале главы читатель додумывает продолжение до момента опубликования самого продолжения автором.
Такой прием очень часто встречается в сериалах. Все мы помним, как серия обрывалась на самом интересном месте или на месте, предлагающем разные пути развязки. И нам всегда в такие минуты хотелось продолжения…
Открытый финал главы ничем не отличается от этого телевизионного трюка. Заодно он помогает сформировать отношение ваших читателей к задуманному продолжению. Хотят ли они его увидеть? Или же все вопросы были раскрыты в произведении? Узнать вы можете только по открытому финалу.
А иногда открытый финал главы может перерасти в открытый финал всего произведения…

3. Риторический вопрос. Весьма забавная штука. Мне она очень нравится, вот только органично ее вплетать у меня получается не очень… Звучит она так:

- Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны?

Эта фраза принадлежала одному из героев романа-эпопеи «Война и мир». Лев Толстой был мастером риторических вопросов, толкающих читателя к размышлению. Читателю ведь всегда интересно подумать, но тем-то много… Когда автор задает риторический вопрос, читатель уже глубоко погружается в собственные размышления. И начинает искать глубинный смысл… Впрочем, последнее – штука тонкая и от автора никогда не зависящая. Быть может, мы еще о ней поговорим…

4. Предзнаменования и приметы. Интересная вещь, но использовать их нужно грамотно. И никогда не отступать от правил.
Черный кот дорогу перебежал – плохо. Нашел подкову на дороге – хорошо. Все в строгом соответствии с заветами предков. Нарушать правила можно только с объяснением. Иначе большинство читателей не поймет такой перемены…
Предзнаменования и приметы легко отыскать в интернете, благо современный мир довольно многогранен. А по приметам отдельных народов мы можем отгадать Родину нашего героя. В фантастике таких ограничений может и не быть, зато будет весьма интересно, если в одном государстве одна примета сулит плохое событие, а в другом – хорошее. Приметы добавляют колоритности и самобытности твоим героям. А читатель быстрее вживается в эту культуру, а затем, быть может, начнет и себя представлять ее частичкой…

5. Тайна. Ну а что может интересовать читателя интереснее тайны? Фигура Правителя в моем самом первом рассказе вызывала жуткий интерес именно своей тайной. Кто скрывался под маской Правителя? Почему он отказывался покидать башню? На некоторые вопросы я уже дал ответ, раскрытие иных – еще впереди…
Вернемся к тайне. Мистичность, какой-то таинственный ореол возле фигуры героя подчеркивает его особую роль. Например, Ферно, считающий себя орудием Создателя… Нам кажется, что он не так прост… Возможно, где-то в глубинах души он скрывает какую-то тайну, неизвестную еще читателю…
Другой пример тайны. Бывает, окружение героя знает какой-то секрет, но герою об этом не рассказывает. И тогда читатель глазами героя погружается в раскрытие этого секрета. Такие тайны характерны романам, использующим идею мирового заговора, Теневого правительства и тому подобных.


Теперь вы знаете, как завлечь читателя и не дать ему уснуть. Надеюсь, мои подсказки смогут разнообразить ваши рассказы и сделать их ярче.

2 коммент.:

  1. Грег Фаршти это, наверное, с детского сада каждый день наизусть повторял)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже это буду долго повторять) Грамотно поданный интерес к тематике расссказа - уже половина успеха =)

      Удалить