Итак, вы, возможно, написали хорошее произведение. Полдела сделано. Но читатель может, откровенно говоря, зевать и откладывать чтение на потом. А все почему? Потому, что интерес пропадает. И я расскажу, как его можно поддержать, а как - не стоит.
Чтобы поддержать читательский интерес,
автору приходится идти на ухищрения. Я расскажу о наиболее распространенных,
при этом комментируя, какие из них хороши, а к каким прибегать не стоит.
1. Забегание вперед – Do It Wrong. Сразу же. Вот как оно звучит:
Герой еще не знал, но чувствовал, что
скоро с ним произойдет что-то необычное…
Для бульварной литературы такой прием
пойдет, для серьезной – вряд ли. Разве что если герой наш разговаривает с
духами или иными потусторонними силами (или является медиумом/пророком). В
других случаях мы намекаем читателю о неких событиях, которые должны произойти,
от лица автора, а не героя. Искусственность такого приема чувствуется. Вряд ли
в повседневной жизни мы можем предугадать грядущие события…
2. Открытый финал главы – мой
излюбленный прием, который я стараюсь избегать. Но вы можете с легкостью
отыскать открытые финалы в моих рассказах.
Чем отличается открытый финал главы от
открытого финала всего произведения? А тем, что открытый финал всего
произведения оставляет читателям додумывать конец за автора. В то время как при
открытом финале главы читатель додумывает продолжение до момента опубликования
самого продолжения автором.
Такой прием очень часто встречается в
сериалах. Все мы помним, как серия обрывалась на самом интересном месте или на
месте, предлагающем разные пути развязки. И нам всегда в такие минуты хотелось
продолжения…
Открытый финал главы ничем не отличается
от этого телевизионного трюка. Заодно он помогает сформировать отношение ваших
читателей к задуманному продолжению. Хотят ли они его увидеть? Или же все
вопросы были раскрыты в произведении? Узнать вы можете только по открытому
финалу.
А иногда открытый финал главы может
перерасти в открытый финал всего произведения…
3. Риторический вопрос. Весьма забавная
штука. Мне она очень нравится, вот только органично ее вплетать у меня
получается не очень… Звучит она так:
- Я не понимаю, решительно не понимаю,
отчего мужчины не могут жить без войны?
Эта фраза принадлежала одному из героев
романа-эпопеи «Война и мир». Лев Толстой был мастером риторических вопросов,
толкающих читателя к размышлению. Читателю ведь всегда интересно подумать, но
тем-то много… Когда автор задает риторический вопрос, читатель уже глубоко
погружается в собственные размышления. И начинает искать глубинный смысл…
Впрочем, последнее – штука тонкая и от автора никогда не зависящая. Быть может,
мы еще о ней поговорим…
4. Предзнаменования и приметы.
Интересная вещь, но использовать их нужно грамотно. И никогда не отступать от
правил.
Черный кот дорогу перебежал – плохо.
Нашел подкову на дороге – хорошо. Все в строгом соответствии с заветами
предков. Нарушать правила можно только с объяснением. Иначе большинство
читателей не поймет такой перемены…
Предзнаменования и приметы легко
отыскать в интернете, благо современный мир довольно многогранен. А по приметам
отдельных народов мы можем отгадать Родину нашего героя. В фантастике таких
ограничений может и не быть, зато будет весьма интересно, если в одном
государстве одна примета сулит плохое событие, а в другом – хорошее. Приметы
добавляют колоритности и самобытности твоим героям. А читатель быстрее
вживается в эту культуру, а затем, быть может, начнет и себя представлять ее
частичкой…
5. Тайна. Ну а что может интересовать
читателя интереснее тайны? Фигура Правителя в моем самом первом рассказе
вызывала жуткий интерес именно своей тайной. Кто скрывался под маской
Правителя? Почему он отказывался покидать башню? На некоторые вопросы я уже дал
ответ, раскрытие иных – еще впереди…
Вернемся к тайне. Мистичность, какой-то
таинственный ореол возле фигуры героя подчеркивает его особую роль. Например,
Ферно, считающий себя орудием Создателя… Нам кажется, что он не так прост…
Возможно, где-то в глубинах души он скрывает какую-то тайну, неизвестную еще
читателю…
Другой пример тайны. Бывает, окружение
героя знает какой-то секрет, но герою об этом не рассказывает. И тогда читатель
глазами героя погружается в раскрытие этого секрета. Такие тайны характерны
романам, использующим идею мирового заговора, Теневого правительства и тому
подобных.
Теперь вы знаете, как завлечь читателя и
не дать ему уснуть. Надеюсь, мои подсказки смогут разнообразить ваши рассказы и
сделать их ярче.
Грег Фаршти это, наверное, с детского сада каждый день наизусть повторял)
ОтветитьУдалитьЯ тоже это буду долго повторять) Грамотно поданный интерес к тематике расссказа - уже половина успеха =)
Удалить