Помимо диалогов, существует еще одна серьезная проблема, с которой сталкиваются начинающие писатели. Это написание описаний.
Одна из основных проблем начинающих
авторов – отсутствие описаний. А описания, мой дорогой друг, - основа основ
любого произведения наряду с повествованием и рассуждениями.
Описания нужны нам потому, что это
идеальный инструмент для погружения читателя в атмосферу произведения.
Мистические, загадочные антуражи, господствующая полутьма настраивает нас на
серьезный лад. В то время как легкие, беззаботные описания и буйство красок
создают позитивную атмосферу.
Надо помнить, что описание – это не
только (и не столько) прилагательные и причастные. Это еще и конструкции из
существительных, которые тоже помогают нам представить машину по мелким
деталям. Вот пример такого описания (из рассказа «Хребты безумия» Г.Ф.
Лавкрафта):
Как читатель, несомненно, знает из наших
сообщений, установка Пэбоди принципиально нова и пока не имеет себе равных. Ее
незначительный вес, портативность и сочетание принципа артезианского действия
бура с принципом вращающегося перфоратора дают возможность работать с породами
разной твердости. Стальная бурильная коронка, складной хвостовик бура,
бензиновый двигатель, разборная деревянная буровая вышка, принадлежности для
взрывных работ, тросы, специальное устройство для удаления разрушенной породы,
несколько секций бурильных труб – шириной по пять дюймов, а длиной, в собранном
виде, до тысячи футов, – все это необходимое для работы снаряжение могло
разместиться всего на трех санях, в каждые из которых впрягалось по семь собак.
Ведь большинство металлических частей изготовлялись из легких алюминиевых
сплавов. Четыре огромных самолета, сконструированных фирмой Дорнье для полетов
на большой высоте в арктических условиях и снабженных специальными устройствами
для подогрева горючего, а также для скорейшего запуска двигателя (последнее –
также изобретение Пэбоди), могли доставить нашу экспедицию в полном составе из
базы на краю ледникового барьера в любую нужную нам точку. А там можно
передвигаться уже и на собаках.
Как видишь, описания могут быть разными.
Их грамотное сочетание позволяет создать неповторимую атмосферу.
Но не стоит перебарщивать с их
количеством. Каждое описание тормозит произведение, давая читателю время на
ознакомление с местностью, оружием, внешностью героев и т.д. Если вам нужна
динамика, стоит ограничиться парой фраз, ибо персонаж ваш рассматривать все в
мельчайших деталях не будет. Вот пример такого описания из моего рассказа:
Он оказался в весьма тесной, но уютной
комнате, с ярко пылающим камином, красивой резной мебелью и старинной картой
здешних земель… А напротив входа красовалось окно, выходящее во двор. Штормер
одним рывком распахнул створки и принялся спускаться по водосточной трубе,
проходящей от окна на расстоянии вытянутой руки.
Тут мы видим то же, что и Штормер:
обстановку комнаты. Но все происходит в динамике, и ни цвета, ни узоры мебели
мы не замечаем. Мы бы и в реальной жизни только пробежались бы глазами по
помещению, а не стали бы рассматривать все в мельчайших деталях. Динамика
требует продолжения действия, и Штормер, заметивший всю эту красоту, бросается
наутек через то самое окно.
Описание местности важно. Но еще важны и
описания героев. Тут уж все на твое усмотрение, мой юный друг. Хочешь –
подробно описывай героя. Хочешь – дай ему пару штрихов. Второй вариант более
распространенный, ибо позволяет читателю додумать внешность персонажа самому.
Первый вариант – более жизненный, позволит создать точный портрет вашего
персонажа, сделав его уникальным. Но в первом варианте теряется тонкий прием:
отождествление главного героя с самим собой. Читатель часто переносит личину
главного героя на себя, пытается решить вместе с ним все свои проблемы. Трудно
представить себя на месте 120-килограммового громилы со шрамом от левого уха до
правого уха, с татуировкой в виде черепа и пятью золотыми коронками, если ты –
интеллигентный молодой человек среднего роста и худого телосложения. Но это
далеко не правило, и им можно преспокойно пренебречь. Все-таки ты сам тоже
решаешь, как выглядит твой персонаж. И, если он выделяется своей
экстравагантной внешностью как Джек Воробей или особыми приметами вроде родинок
или шрамов.
0 коммент.:
Отправить комментарий