вторник, 8 апреля 2014 г.

Описание

Помимо диалогов, существует еще одна серьезная проблема, с которой сталкиваются начинающие писатели. Это написание описаний.




Одна из основных проблем начинающих авторов – отсутствие описаний. А описания, мой дорогой друг, - основа основ любого произведения наряду с повествованием и рассуждениями.
Описания нужны нам потому, что это идеальный инструмент для погружения читателя в атмосферу произведения. Мистические, загадочные антуражи, господствующая полутьма настраивает нас на серьезный лад. В то время как легкие, беззаботные описания и буйство красок создают позитивную атмосферу.
Надо помнить, что описание – это не только (и не столько) прилагательные и причастные. Это еще и конструкции из существительных, которые тоже помогают нам представить машину по мелким деталям. Вот пример такого описания (из рассказа «Хребты безумия» Г.Ф. Лавкрафта):

Как читатель, несомненно, знает из наших сообщений, установка Пэбоди принципиально нова и пока не имеет себе равных. Ее незначительный вес, портативность и сочетание принципа артезианского действия бура с принципом вращающегося перфоратора дают возможность работать с породами разной твердости. Стальная бурильная коронка, складной хвостовик бура, бензиновый двигатель, разборная деревянная буровая вышка, принадлежности для взрывных работ, тросы, специальное устройство для удаления разрушенной породы, несколько секций бурильных труб – шириной по пять дюймов, а длиной, в собранном виде, до тысячи футов, – все это необходимое для работы снаряжение могло разместиться всего на трех санях, в каждые из которых впрягалось по семь собак. Ведь большинство металлических частей изготовлялись из легких алюминиевых сплавов. Четыре огромных самолета, сконструированных фирмой Дорнье для полетов на большой высоте в арктических условиях и снабженных специальными устройствами для подогрева горючего, а также для скорейшего запуска двигателя (последнее – также изобретение Пэбоди), могли доставить нашу экспедицию в полном составе из базы на краю ледникового барьера в любую нужную нам точку. А там можно передвигаться уже и на собаках.

Как видишь, описания могут быть разными. Их грамотное сочетание позволяет создать неповторимую атмосферу.
Но не стоит перебарщивать с их количеством. Каждое описание тормозит произведение, давая читателю время на ознакомление с местностью, оружием, внешностью героев и т.д. Если вам нужна динамика, стоит ограничиться парой фраз, ибо персонаж ваш рассматривать все в мельчайших деталях не будет. Вот пример такого описания из моего рассказа:

Он оказался в весьма тесной, но уютной комнате, с ярко пылающим камином, красивой резной мебелью и старинной картой здешних земель… А напротив входа красовалось окно, выходящее во двор. Штормер одним рывком распахнул створки и принялся спускаться по водосточной трубе, проходящей от окна на расстоянии вытянутой руки.

Тут мы видим то же, что и Штормер: обстановку комнаты. Но все происходит в динамике, и ни цвета, ни узоры мебели мы не замечаем. Мы бы и в реальной жизни только пробежались бы глазами по помещению, а не стали бы рассматривать все в мельчайших деталях. Динамика требует продолжения действия, и Штормер, заметивший всю эту красоту, бросается наутек через то самое окно.

Описание местности важно. Но еще важны и описания героев. Тут уж все на твое усмотрение, мой юный друг. Хочешь – подробно описывай героя. Хочешь – дай ему пару штрихов. Второй вариант более распространенный, ибо позволяет читателю додумать внешность персонажа самому. Первый вариант – более жизненный, позволит создать точный портрет вашего персонажа, сделав его уникальным. Но в первом варианте теряется тонкий прием: отождествление главного героя с самим собой. Читатель часто переносит личину главного героя на себя, пытается решить вместе с ним все свои проблемы. Трудно представить себя на месте 120-килограммового громилы со шрамом от левого уха до правого уха, с татуировкой в виде черепа и пятью золотыми коронками, если ты – интеллигентный молодой человек среднего роста и худого телосложения. Но это далеко не правило, и им можно преспокойно пренебречь. Все-таки ты сам тоже решаешь, как выглядит твой персонаж. И, если он выделяется своей экстравагантной внешностью как Джек Воробей или особыми приметами вроде родинок или шрамов.

0 коммент.:

Отправить комментарий