понедельник, 23 июня 2014 г.

Как написать детектив

Теперь мы с вами друзья поговорим об еще одном распространенном жанре - детективе.




Следующий немаловажный жанр, в котором мы постараемся разобраться – детектив. Характеризуется он наличием двух линий – преступника и следователя (детектива), распутывающего дело. Следователем может быть и обычный человек, который собирается отыскать убийцу друга/родственника или вора, укравшего любимую картину. Вариантов персонажей много. Но вот что нужно знать обязательно.
Любой детектив – линейная вещь. Не изобретайте сюжетных ответвлений, экскурсов в прошлое со своими сюжетными линиями (допускаются только воспоминания), не старайтесь нагрузить сюжет многочисленной армией персонажей. Все действия идут последовательно, сменяя друг друга в порядке очереди. Каждый шаг героя проистекает из предыдущего. И постепенно он движется к своей цели – разоблачению преступника.
Помимо линейности сюжета, детективам присущ конфликт одного типа: «Борьба справедливости с беззаконием». На стороне справедливости выступает главный герой, разоблачитель – следователь или детектив. На стороне беззакония у нас выступает преступник. Соответственно, и характеры в детективах чаще всего не прописываются ярко. Следователи-детективы у нас действуют по букве закона, исходя из чувства справедливости. Хотя понятия эти у каждого свои… Ну а преступники у нас плюют на все правила, морально не устойчивы, действуют, исходя из принципа нарушения устоев (те самые хулиганские побуждения, да-да) либо в своих интересах (корыстные мотивы).
Борхес, Эко и Конан Дойль создали классический вариант детектива. Его черты вы уже знаете. Но время не стоит на месте, и появляются новые жанры детективов. Например, «Полицейский детектив». Этот жанр отличает отсутствие сыщика и наличие целой команды, расследующей преступления. Сейчас этот жанр стал весьма модным. Эд Макбейн его придумал, но элементы «полицейского детектива» можно встретить и у Пратчетта, и у Ффорде, и даже у Коваля (был такой советский писатель, помните?). Да и в современных сериалах такой подход весьма популярен. Вспомните «След» или, из фантастики, «Торчвуд» и «Грань».
У большинства старых детективов атмосфера была весьма размытой. Да, ощущение тайны присутствует в любом детективном романе, но ее очертания легко размываются. Единственный подвид детектива, в котором встречается атмосфера – нуар. Пессимизм, недоверие, разочарование, цинизм… Все эти слова с легкостью описывают элементы жанра «Нуар». Главный герой не верит в свои силы, не верит в справедливость. В большинстве таких произведений друзья и близкие главного героя предают его или не поддерживают. Броские фразочки, ехидные улыбочки а-ля «Доктор Хаус» - всем этим богаты детективы жанра «нуар». И сейчас такие произведения весьма популярны – Джим Батчер – мастер «нуара», скрещенного с мистикой.
Итак, детективы имеют множество направлений. Главные его черты – наличие тайны/загадки и двух противоборствующих сторон, одна из которых пытается загадку разгадать и изобличить преступника, другая же строит козни, чтобы нарушить эти планы. Возможен и такой вариант, что преступником оказывается даже не тот человек, на которого все думают. Но все равно в большинстве случаев, персонажей два. Либо роль одного коллективного персонажа берет на себя отряд специалистов. Атмосферы как таковой в детективах нет, однако можно окунуться в головой с «нуар» и предаться темным мечтам.
Но еще об одной вещи я хотел бы сказать в заключении. Это сюжет. Не бойтесь расписать всю детективную линию в плане. События должны быть ритмичными, логичными. Читатель должен получать информацию дозированно, чтобы постоянно находиться в состоянии «интриги». Вываливать все в конце, как поступает Дарья Донцова, я вам не советую. Иначе читатель будет все время заглядывать в конец книги.

Вам же нужно, чтобы читатель прочел ее всю.

0 коммент.:

Отправить комментарий