В литературе, как и в других сферах жизни, существуют особые законы. Какие-то из них со временем приедаются, какие-то - остаются правилами на века. О последних мы с вами и поговорим...
Клише – неотъемлемая часть писательства.
Если поискать ее аналоги в реальной жизни, наиболее точным будет слово
«привычка». Миллионы людей привыкли вставать рано, миллионы – поздно. Внутри
каждой из этих групп царит понимание образа жизни другого человека. Другой
пример – чистка зубов. Мы ее делаем механически, даже не задумываясь о причинах
такого поведения. Просто вошло в привычку перед сном чистить зубы.
В литературе все точно так же. Многие
писатели пользуются устоявшимися клише. Просто так вошло в привычку. Если пишем
приключенческую литературу, то пользуемся одним из вариантов конфликта: либо
описываем путешествие, либо пишем о погоне. Такие конфликты понятны большинству
читателей приключенческих романов. Собственно, за таким сюжетом они и приходят
в книжный магазин.
Клише ни в коем случае не обедняет
авторский замысел. Оно лишь подсказывает прямую дорогу к читательскому сердцу.
Но легкая дорога – не всегда самая правильная…
И все же, в рамках клише получаются
впечатляющие произведения. Цикл «Гарри Поттер» основан на клише «взросление
героя». Сколько уже было таких произведений, но Джоан Роулинг это не
остановило. И Гарри Поттер в ее книгах и вправду меняется на протяжении всего
цикла, становится взрослым и учится принимать важные решения. Do it wrong: написать историю про превращению
подростка во взрослого человека, оставив его эмоции и переживания статичными.
Эффект взросления не передастся. И читатель почувствует себя обманутым.
Любое клише нужно использовать
осторожно. Его необходимо раскрыть, иначе клише превратится в штамп, а рассказ
– в «один из…».
Теперь практика. Приведу пример хорошего
использования клише: помощник детектива Шерлока Холмса доктор Ватсон. Do it wrong –
подруга детектива, какая-нибудь красотка. Этот ход казался свежим и интересным
во времена расцвета нуара. Сейчас же он изжил себя, и подруг детективов мы
можем отыскать в каждом втором (если не в каждом) детективном романе. А вот ход
с приятелем детектива до сих пор хорош и свеж. Конан Дойл не просто создал
помощника для Шерлока, он и раскрыл характер Ватсона, отчего и тот запомнился
читателю.
Использовать клише или нет – решать
тебе, автор. Хочешь добраться проверенной тропой – используй. Хочешь написать
нечто индивидуально-авторское – не используй. Но главное правило помни всегда:
любой прием, который ты используешь в произведении, должен быть раскрыт. Иначе
у читателя появится эффект дежавю, что не есть гуд.
0 коммент.:
Отправить комментарий