Итак, вот мы и подобрались к одной из вершин мастерства, к идеальной сцене. Правила ее одновременно и просты, и сложны.
Идеалов не бывает. Но существует чувство
Глубокого Удовлетворения от проделанной работы. Если вы пишите сцену, которая
должна звучать громко и ярко, словно финал крещендо, но на деле получаете пшик,
не спешите расстраиваться.
Идеальной сцены не бывает. Но можно
сделать ее близкой к тому. Для этого нужно понять правило «причины-следствий».
Любые конфликты имеют в себе причину.
Причины дают почву для развития действий – тех самых следствий. Но это лишь
поверхностное суждение. Причинно-следственная связь должна пронизывать все
момент ваших сцен.
Возьмем такую зарисовку: «Охотник
вскинул ружье и, прицелившись, спросил: «Кто здесь?»» В этом маленьком
предложении мы видим следствия, но не видим причин. И, все же, следствия тут
самые обычные. «Вскинул ружье» - непроизвольный рефлекс, направленный на защиту
собственной жизни. «Прицелившись» - приобретенное умение. Охотник не раз
стрелял из ружья, так что он знает, что без толку незачем расходовать пули –
лучше грамотно прицелиться. «Спросил» - обывательское решение. От страха любой
бы подал голос. Паника порой заставляет нас принимать необдуманные решения.
Все три вида следствий произошли от
причины (пусть нам и неизвестной). Достраивая картину, мы придумывать новые
причины и следствия, связывать их единой нитью вокруг главного героя. Описания
и рассуждения в причинно-следственных сценах вторичны. Главное – действия,
последовательно сменяющие друг друга.
Почему они так близки к идеалу? Потому,
что при построении таких сцен мы используем самые обывательские примеры из жизни,
собственного опыта, опыта других людей, в том числе, профессионального. Все
примеры связаны с настоящей реальностью, с настоящими поступками. Потому они
кажутся более логичными, знакомыми для каждого читателя.
Итак, у нас сцена теперь состоит из причин,
затем причины перерастают в следствия, и так далее по кругу… Но чего-то не
хватает, верно? Написав причинно-следственные связи, переходим к описанию
декораций.
Тут-то на сцену и выходит жанр. Пишите
фэнтези? Доблестные рыцари поступали довольно опрометчиво, пытаясь заслужить
славу на турнирах сомнительными поединками. Пишите роман о дуэлянтах? Их разум
застилает чувство чести, которую защитить можно только в одном случае: когда
соперник повержен на дуэли. Каждый человек уникален, каждая эпоха уникальна,
каждый придуманный мир уникален… Нельзя забывать о том, что какие-то моменты,
понятные нашему миру, могут быть совершенно неизвестны придуманному вашему
миру. Нужно всегда проводить между ними разницу. Если в вашем мире живут
нелюди, почти лишенные реакций, они не станут реагировать на странные шорохи,
звуки и т.д. Помнится, в одном моем романе, вампиры совершенно не боялись
людей, ибо считали свое бессмертие абсолютным. И, в конце концов, за свое
самодовольство страдали… Описывать психологию существа, отличного от человека,
тяжело. Но и его действия так же имеют под собой причину и следствие. Только
отличные от привычных человеческих понятий.
Что ж, надеюсь, мои слова помогли вам
немного разобраться в написании идеальных сцен. Надеюсь, вы уяснили мелкие нюансы,
которые помогут сделать вашу сцену яркой и запоминающейся, но в то же время
близкой широкому кругу читателей.
0 коммент.:
Отправить комментарий