пятница, 13 июня 2014 г.

Идеальная сцена

Итак, вот мы и подобрались к одной из вершин мастерства, к идеальной сцене. Правила ее одновременно и просты, и сложны.




Идеалов не бывает. Но существует чувство Глубокого Удовлетворения от проделанной работы. Если вы пишите сцену, которая должна звучать громко и ярко, словно финал крещендо, но на деле получаете пшик, не спешите расстраиваться.
Идеальной сцены не бывает. Но можно сделать ее близкой к тому. Для этого нужно понять правило «причины-следствий».
Любые конфликты имеют в себе причину. Причины дают почву для развития действий – тех самых следствий. Но это лишь поверхностное суждение. Причинно-следственная связь должна пронизывать все момент ваших сцен.
Возьмем такую зарисовку: «Охотник вскинул ружье и, прицелившись, спросил: «Кто здесь?»» В этом маленьком предложении мы видим следствия, но не видим причин. И, все же, следствия тут самые обычные. «Вскинул ружье» - непроизвольный рефлекс, направленный на защиту собственной жизни. «Прицелившись» - приобретенное умение. Охотник не раз стрелял из ружья, так что он знает, что без толку незачем расходовать пули – лучше грамотно прицелиться. «Спросил» - обывательское решение. От страха любой бы подал голос. Паника порой заставляет нас принимать необдуманные решения.
Все три вида следствий произошли от причины (пусть нам и неизвестной). Достраивая картину, мы придумывать новые причины и следствия, связывать их единой нитью вокруг главного героя. Описания и рассуждения в причинно-следственных сценах вторичны. Главное – действия, последовательно сменяющие друг друга.
Почему они так близки к идеалу? Потому, что при построении таких сцен мы используем самые обывательские примеры из жизни, собственного опыта, опыта других людей, в том числе, профессионального. Все примеры связаны с настоящей реальностью, с настоящими поступками. Потому они кажутся более логичными, знакомыми для каждого читателя.
Итак, у нас сцена теперь состоит из причин, затем причины перерастают в следствия, и так далее по кругу… Но чего-то не хватает, верно? Написав причинно-следственные связи, переходим к описанию декораций.
Тут-то на сцену и выходит жанр. Пишите фэнтези? Доблестные рыцари поступали довольно опрометчиво, пытаясь заслужить славу на турнирах сомнительными поединками. Пишите роман о дуэлянтах? Их разум застилает чувство чести, которую защитить можно только в одном случае: когда соперник повержен на дуэли. Каждый человек уникален, каждая эпоха уникальна, каждый придуманный мир уникален… Нельзя забывать о том, что какие-то моменты, понятные нашему миру, могут быть совершенно неизвестны придуманному вашему миру. Нужно всегда проводить между ними разницу. Если в вашем мире живут нелюди, почти лишенные реакций, они не станут реагировать на странные шорохи, звуки и т.д. Помнится, в одном моем романе, вампиры совершенно не боялись людей, ибо считали свое бессмертие абсолютным. И, в конце концов, за свое самодовольство страдали… Описывать психологию существа, отличного от человека, тяжело. Но и его действия так же имеют под собой причину и следствие. Только отличные от привычных человеческих понятий.

Что ж, надеюсь, мои слова помогли вам немного разобраться в написании идеальных сцен. Надеюсь, вы уяснили мелкие нюансы, которые помогут сделать вашу сцену яркой и запоминающейся, но в то же время близкой широкому кругу читателей.

0 коммент.:

Отправить комментарий