Этим постом я открываю новую рубрику в написании рассказов. Do It Wrong (надмозг. - делай это неправильно) - рубрика о часто допускаемых ошибках и путях их исправления. Так как в прошлый раз я рассказывал о клише, настало время для сюжетных штампов.
Традиционная рубрика Do It Wrong. Постараемся избежать ошибок.
Итак, мы уже уяснили, что клише – это
гуд. А вот штампы не просто не есть гуд, это ужасный, вопиющий
неспраффедливость! (с). Не нравится коверкание слов иностранцами? Так вот,
штампы – такое же коверкание клише.
Штампы окружают нас всюду. Та самая
бульварная литература в мягких переплетах – настоящий сборник штампов всех
мастей. Штампы отталкивают читателей, притягивая любителей «легкого чтива».
Если клише помогает нам вести диалог с читателем, то штамп – лишь банальное
«слизывание» придуманных двести лет тому назад сюжетных ходов.
Впрочем, зачем долго размусоливать эту
тему? Давайте просто взглянем правде в глаза, т.е., обратимся к практике.
Do
It
Wrong
– 1. Предательство друзей.
Если к этому идет само произведение –
пожалуйста, используйте эту задумку. А вот в качестве сюжетного поворота –
избитый вариант. Особенно этим грешат детективы прошлого века.
Do It Wrong – 2. Мудрый наставник.
Сколько волка ни корми… Да-да-да.
Сколько ни борись с «Богом из машины», а он все всплывает. Штампованный
наставник просто давит своим авторитетом, сыплет мудрыми цитатами и все знает
наперед. И в решающие моменты сражений всегда спасает главного героя.
Наставника можно брать, но делать мегакрутым его не стоит.
Do It Wrong – 3. Новенький в другом
городе.
Очень хороший прием, чтобы читатель
знакомился с обстановкой вместе с героем. Вот только каждое второе произведение
этим грешит. Автору кажется, что если читателя познакомить с миром, в котором
герой прожил довольно долго, то он растеряется и ничего не поймет. Так-то оно
так, но со временем читатель втянется и все «фишки» поймет, а заодно перечитает
начало. Если книга зацепит, конечно. Поэтому бояться таких ходов не стоит.
Do It Wrong – 4. Она шла такая вся внезапная
с дискотеки/школы/тусовки/нужное выбрать, а тут ее спасает ОН.
Типичный сюжет типичного подросткового
романа про вампиров. Уже тошнит. С какого перепугу проживший сотню лет мертвец
станет спасать жизнь своей добыче? То же самое относится и к другим представителям
межрасовой любви. Исключение я пока что видел только одно – «Я - четвертый». Да
и то там главный герой уже успевает сильно сдружиться с героиней, прежде чем ее
спасти. По крайней мере, ход не смотрится надуманным.
Do It Wrong – 5. «Только не умирай!»
Самая повторяющаяся эпичная сцена. А на
следующей странице герой чудесным образом оживает. Нет, ход сам по себе неплох,
но излишний драматизм уже порядком поднадоел.
И тысячи их, тысячи! Несть им числа!
Штампы – всегда плохо. Но если вы хотите
написать сатиру, то нужно их использовать по максимуму. Тут еще предстоит
прибегнуть к хитрому методу «доведения до абсурда». Таким образом, штамп окажется
высмеянным в полной мере, а читатель наверняка вас запомнит.
0 коммент.:
Отправить комментарий