четверг, 27 февраля 2014 г.

Do It Wrong - сюжетные штампы

Этим постом я открываю новую рубрику в написании рассказов. Do It Wrong (надмозг. - делай это неправильно) - рубрика о часто допускаемых ошибках и путях их исправления. Так как в прошлый раз я рассказывал о клише, настало время для сюжетных штампов.




Традиционная рубрика Do It Wrong. Постараемся избежать ошибок.
Итак, мы уже уяснили, что клише – это гуд. А вот штампы не просто не есть гуд, это ужасный, вопиющий неспраффедливость! (с). Не нравится коверкание слов иностранцами? Так вот, штампы – такое же коверкание клише.
Штампы окружают нас всюду. Та самая бульварная литература в мягких переплетах – настоящий сборник штампов всех мастей. Штампы отталкивают читателей, притягивая любителей «легкого чтива». Если клише помогает нам вести диалог с читателем, то штамп – лишь банальное «слизывание» придуманных двести лет тому назад сюжетных ходов.
Впрочем, зачем долго размусоливать эту тему? Давайте просто взглянем правде в глаза, т.е., обратимся к практике.

Do It Wrong – 1. Предательство друзей.
Если к этому идет само произведение – пожалуйста, используйте эту задумку. А вот в качестве сюжетного поворота – избитый вариант. Особенно этим грешат детективы прошлого века.

Do It Wrong – 2. Мудрый наставник.
Сколько волка ни корми… Да-да-да. Сколько ни борись с «Богом из машины», а он все всплывает. Штампованный наставник просто давит своим авторитетом, сыплет мудрыми цитатами и все знает наперед. И в решающие моменты сражений всегда спасает главного героя. Наставника можно брать, но делать мегакрутым его не стоит.

Do It Wrong – 3. Новенький в другом городе.
Очень хороший прием, чтобы читатель знакомился с обстановкой вместе с героем. Вот только каждое второе произведение этим грешит. Автору кажется, что если читателя познакомить с миром, в котором герой прожил довольно долго, то он растеряется и ничего не поймет. Так-то оно так, но со временем читатель втянется и все «фишки» поймет, а заодно перечитает начало. Если книга зацепит, конечно. Поэтому бояться таких ходов не стоит.

Do It Wrong – 4. Она шла такая вся внезапная с дискотеки/школы/тусовки/нужное выбрать, а тут ее спасает ОН.
Типичный сюжет типичного подросткового романа про вампиров. Уже тошнит. С какого перепугу проживший сотню лет мертвец станет спасать жизнь своей добыче? То же самое относится и к другим представителям межрасовой любви. Исключение я пока что видел только одно – «Я - четвертый». Да и то там главный герой уже успевает сильно сдружиться с героиней, прежде чем ее спасти. По крайней мере, ход не смотрится надуманным.

Do It Wrong – 5. «Только не умирай!»
Самая повторяющаяся эпичная сцена. А на следующей странице герой чудесным образом оживает. Нет, ход сам по себе неплох, но излишний драматизм уже порядком поднадоел.

И тысячи их, тысячи! Несть им числа!

Штампы – всегда плохо. Но если вы хотите написать сатиру, то нужно их использовать по максимуму. Тут еще предстоит прибегнуть к хитрому методу «доведения до абсурда». Таким образом, штамп окажется высмеянным в полной мере, а читатель наверняка вас запомнит.

0 коммент.:

Отправить комментарий