понедельник, 17 февраля 2014 г.

Композиция

Если сюжет - это скелет произведения, то композиция - безусловно, его мышцы. Без композиции мы и ни туды, и не сюды. Как человек с неразвитыми мышцами выглядит некрасиво, так и произведение с нарушенной композицией читается с желанием подавить в себе зевоту. Либо же события настолько быстро перескакивают с одного на другое, что ты забываешь о самом начале. Итак, что же такое композиция?




Итак, о сюжете мы знаем многое. Но как нам расположить его отдельные части? Как сделать наш сюжет логичным?
Построение сюжета выработалось у человека на протяжении целой эволюции книг. Сюжеты, имеющие нестандартную композицию, кажутся нам нелогичными. Одно из таких произведений – «Черные всадники смерти» Роберта Говарда. Рассказ обрывается не просто на самом интересном месте, он лишен кульминации и развязки. Читатель кажется обманутым. Словно его подразнили манящей картинкой и бросили, словно дворового пса.
Стандартной композицией является схема:

Завязка ---> Конфликт ---> Кульминация ---> Развязка

Завязка не всегда открывает произведение. Иногда рассказ может начинаться сразу с конфликта, но завязка все же должна присутствовать, пусть и в середине рассказа. Завязка – предыстория конфликта. Она показывает нам мотивацию героев, причины, по которым они ввязались в конфликт. Завязка может быть плавной. Например, авторским текстом можно расставлять намеки, которые косвенно будут указывать на нарастание конфликта. Другой вариант – расписать время и место действия произведения, если они как-то влияют на конфликт (особенно популярен этот трюк в исторических романах – для знакомства читателя с теми древними временами и обычаями). Завязка может передавать и взаимоотношения персонажей до начала конфликта.
Конфликт – самая основная часть произведения. Та самая идея, которую ты некогда придумал. Если нет конфликта – рассказывать попросту не о чем (если вы не пишите мемуары, конечно). Одной стороной конфликта является главный герой. В роли его оппонентов могут выступать как герои, так и обстоятельства. Стандартными конфликтами являются:

1) герой против героя;
2) герой против общества;
3) герой против техники;
4) герой против природы;
5) герой против сверхъестественных сил;
6) герой против самого себя.

И у вашего покорного слуги случались такие проблемы. Писал рассказ ужасов про техногенные мутации. Герои вышли хорошие. А вот антагонистов у них не было. И сюжет застрял на одном месте. Герои топтались на одном месте страниц пятьдесят, прежде чем я бросил этот рассказ.
Конфликт – двигатель вашего рассказа. Без него «машина не поедет». Я считаю, что над этой частью нужно работать дольше всего.
Конфликт всегда должен наращивать обороты постепенно. Если его форсировать – середина будет казаться провисшей и скомканной. Эта ошибка встречается чуть ли не поголовно у начинающих писателей.
Кульминация – результат конфликта. Обычно к этому времени у главного героя ничего не получается, он приперт к стенке. Кульминация является кризисной ситуацией, когда герой в своих устремлениях терпит неудачу. Что будет если убрать кульминацию и сразу перейти к развязке? А просто главному герою, считай, все само упадет в руки, безо всяких усилий с его стороны. Такому персонажу сопереживать не хочется. Любой читатель почувствует себя обманутым, если главному герою все удается без помех.
Развязка – результат конфликта. Он может быть разным – от достижения задачи до полного краха. В этой части задача проста – не напортачить все одним мановением руки. Развязка должна быть логичной, основанной на предыдущих событиях. Прием «Бог из машины» тут недопустим. Развязка не может разрешиться по твоему желанию. Тут важно помнить еще один прием – перед финалом события должны снижать обороты. Действие должно притормаживать, чтобы читатель смог расслабленным подойти к финальной части.
Подводя итог вышесказанному, хочу рассказать еще об одной важной составляющей композиции. Это здравый смысл. Нельзя, ни в коем случае нельзя заставлять персонажа делать что-то по твоей прихоти. Скажем, лес кишит троллями и гоблинами, в то время как дорога в гору безопасна. Герой не сунется в опасную чащу без серьезного повода. В равной степени наличие здравого смысла распространяется на все части композиции. Простоватые дурачки, ищущие приключений на свою пятую точку, нынче не в моде.
Итак, подводим итоги. Композиция должна быть логичной, схематичной (состоять из последовательно сменяющих друг друга частей) и обязательно подчиняющейся законам здравого смысла. Тогда наше произведение получится завершенным и продуманным.

0 коммент.:

Отправить комментарий