среда, 12 февраля 2014 г.

О сюжете

Итак, мой юный друг, мы продвигаемся вперед по постижению теории. Разобравшись с жанром, мы переходим к сюжету. Той самой основе основ любого произведения.




Сюжет – основа основ любого произведения. Его скелет, так сказать. Поэтому очень важно сделать этот скелет крепким, чтобы впоследствии нарастить на него мышцы.
Я классифицирую сюжеты на два вида: занудные и захватывающие. В первом случае сюжет совершенно не цепляет. Читая литературное произведение, ловишь себя на мысли, что зеваешь. Такие книги читаются на ночь, чтобы быстрее заснуть. Во втором случае сюжет тебя захватывает полностью и не дает передохнуть. Прокручиваешь отдельные моменты, строишь догадки и теории… Такие книги читаются залпом, убивая на корню желание спать.
Но как создать такой яркий сюжет? Каждый находит ответ для себя сам. Но две вещи запомнить стоит обязательно:

1) не стоит зацикливаться на том, что «где-то я уже это читал». Придумать что-либо новое в жанре вряд ли получится, поэтому не стоит тратить время на изобретение велосипеда. Лучше стоит обратить внимание на подачу материала;
2) сюжет должен нравиться в первую очередь тебе. Если сюжет не зацепит автора произведения, не зацепит он и читателя. Написанную историю писатель проживает вместе с процессом ее написания. Если автор не увлечен процессом, книга выйдет скучной.

Любой хороший сюжет стоит на трех китах: герой, мотивация, препятствие. Убери один – произведение посыпается. Ключевым для создания сюжета является именно препятствие. Когда все дается легко, само приходит в руки, то и читать не интересно, ибо все закончится слишком предсказуемо. Не менее важна мотивация – если герой лишен этого компонента, он не станет ввязываться в историю либо же его поступки будут лишены логики.
Итак, хороший сюжет – картинка в твоей голове, не лишенная логичности. Но этого еще мало, чтобы конечный результат вышел годным. Требуется еще атмосфера.
Обратимся к примерам. Ты хочешь написать любовный роман. Представляешь в голове историю о двух влюбленных, не могущих признаться друг другу в чувствах. Они пытаются завязать разговор, стараются провести друг с другом побольше времени, но… их окружает мрачная обстановка. Темные стулья, гуляют вместе они ночью, встречаются в полуразрушенном старом здании деревенской школы. Далеко не романтичная обстановка. Атмосфера именно сюжета, а не произведения, должна соответствовать духу идеи и являться либо мажорной (комедия) либо минорной (драма).
Не стоит думать, что придуманная тобой идея на сто процентов воплотится на бумаге. Даже у маститых писателей часто случаются творческие кризисы. И тогда на выручку приходят открытые финалы. Если додумать конец не может автор, пусть за него додумает читатель. Правило плохого тона – притянуть за уши хоть какой-нибудь конец. Если ты отчетливо не видишь финальную грань сюжета, оставь ее на откуп либо читателям, либо своим будущим идеям. А они могут появиться и спустя десятки лет. Стивен Кинг писал «Под куполом» с 1970 года, а издал только в 2009.

Теперь ты знаешь, какие составляющие обязательно должны быть в сюжете твоего романа. Надеюсь, ты станешь им следовать, а читатели ни разу не уснут за твоими книгами.

Удачи тебе в твоих начинаниях! И до следующей встречи!

0 коммент.:

Отправить комментарий