В таком обширном жанре как фантастика легко запутаться и написать банальностей. Ошибок существует море, но мы с вами разберем самые типичные.
Итак, фантастика за долгий период
существования успела обрасти штампами. Какие сюжетные ходы использовать не
стоит? И почему? Постараюсь ответить на эти вопросы…
1. Герой-сирота – вошел в число штампов
с успехом Гарри Поттера. Когда у главного героя нет родителей-наставников, он
ведет себя очень даже предсказуемо: отправляется на поиски ответов. «Что стало
с родителями? Куда они делись?» Эти мысли не дают покоя персонажу. Но в
трехсотый раз их читать уже надоедает.
2. Герой-наследник престола – хуже этого
штампа ничего не бывает. «Будущий повелитель тьмы», «Избранный вождь дикарей»,
«Король Средних Земель» и прочие титулы вызывают лишь зевоту. А уж если герой и
вовсе попал в фэнтези-мир…
3. Обретение героем сверхспособностей –
каждое второе произведение в жанре фантастики эксплуатирует эту тематику. Но
куда интереснее смотреть на обычного человека, противостоящего силам зла,
нежели на супер-пупер героя, обладающего десятками способностей и валящего
врагов пачками. Сочувствуешь тому герою, который победил сильное зло. Когда
стороны равны или зло слабо – тут только сочувствуешь плохой стороне, которую
избивает сторона хорошая.
4. Артефакт, который спасет мир – ага,
слышали. Путешествия, детективные истории с фантастическими элементами,
повествующие о некой древней вещице, которая остановит
смерть/войну/голод/болезни, уже набили оскомину и въелись в память.
5. Артефакт, который уничтожит мир – еще
один штамп. Ящик Пандоры уже оброс десятками реинкарнаций. И все никак не
успокоятся писатели, впихивая его в том или ином виде в свои произведения.
6. «Он – избранный!!!»
Эта фраза уже стала своеобразной шуткой.
Для юмористической фантастики (к коей можно отнести и ЛЕГО-фильм) такой ход
сойдет, но если вы относитесь к роману как к нечто серьезному, постарайтесь сгладить
углы или же напрочь выкиньте эту идею. Каждый персонаж должен заслужить свое
место под солнцем, а не стать пупом земли благодаря росчерку пера.
7. Информатор – такой персонаж весьма
хорош. Но если он будет постоянно появляться в те моменты, когда герой
застопорился в своих рассуждениях или поисках, то это будет выглядеть минимум
странно. Такие «подачки» от автора выглядят «дешевыми трюками».
8. Злодей является родственником
главного героя – семейные разборки тоже весьма интересны, если они не являются
центральной темой произведения. «Первое правило волшебника» создало некий штамп
таких разборок, по канонам которой строится большинство произведений с такими
сюжетными ходами.
9. Дева в беде – еще один штамп, о
котором даже есть статья в Вики. Ничего путного и интересного не выходит, когда
в сотый раз благородный рыцарь отправляется на поиски дамы сердца. Пусть даже в
масштабах всего космоса. Это вам не «Марио».
10. Типичный гном, типичный эльф,
типичный орк – стандартные типажи уже въелись в литературу и кочуют из романа в
роман. Старайтесь придать каждому герою индивидуальных черт, иначе читатель
возмущенно воскликнет: «Я уже это видел!» И вот тут он, пожалуй, будет прав…
Итак, 10 самых распространенных штампов
мы рассмотрели. В следующий раз мы поговорим уже не столько о заезженных
сюжетных ходах, сколько о том, как некоторые штампы и клише использовать с
пользой.
3,4,5,6 и 9. Роман Злотников брызжет слюной и рвет свои пописульки, читая этот пост.
ОтветитьУдалитьСПЕЦТРЕ.
П. С. Да, теперь блогспот пашет, оказалось, мой провайдер на компанию Гугл обиделся, но массовые жалобы тут же привели к миру и согласию.
Я надеюсь, он не в обиде =)
УдалитьЯ не против штампов и клише, просто считаю, что их не стоит во главу угла ставить. Таких произведений уже написаны сотни тысяч.
П.С. Ну наконец-то разобрались. Надеюсь, провайдер тоже не в обиде.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить"4. Артефакт, который спасет мир – ага, слышали." Слышали, даже у Лего ( в Био была маска способная спасти целую вселенную)
ОтветитьУдалитьТолько ты не написал еще про один штамп:
"11. "У героя есть либо учитель, либо просто друг по команде, который его обучает способностям. Но самая нужная способность у него не получается. И в самый ответственный момент она у него выходит (чаще во время этого у героя в голове играет голос наставника) и он спасает мир" - заезженный до нельзя штамп, который уже приелся зрителю/читателю до нельзя, однако он не перестает использоваться в книгах и кинематографе.
Благодарю за дополнение. =)
УдалитьПожалуйста
Удалить