воскресенье, 13 июля 2014 г.

Do It Wrong - Фантастика

В таком обширном жанре как фантастика легко запутаться и написать банальностей. Ошибок существует море, но мы с вами разберем самые типичные.


Итак, фантастика за долгий период существования успела обрасти штампами. Какие сюжетные ходы использовать не стоит? И почему? Постараюсь ответить на эти вопросы…

1. Герой-сирота – вошел в число штампов с успехом Гарри Поттера. Когда у главного героя нет родителей-наставников, он ведет себя очень даже предсказуемо: отправляется на поиски ответов. «Что стало с родителями? Куда они делись?» Эти мысли не дают покоя персонажу. Но в трехсотый раз их читать уже надоедает.

2. Герой-наследник престола – хуже этого штампа ничего не бывает. «Будущий повелитель тьмы», «Избранный вождь дикарей», «Король Средних Земель» и прочие титулы вызывают лишь зевоту. А уж если герой и вовсе попал в фэнтези-мир…

3. Обретение героем сверхспособностей – каждое второе произведение в жанре фантастики эксплуатирует эту тематику. Но куда интереснее смотреть на обычного человека, противостоящего силам зла, нежели на супер-пупер героя, обладающего десятками способностей и валящего врагов пачками. Сочувствуешь тому герою, который победил сильное зло. Когда стороны равны или зло слабо – тут только сочувствуешь плохой стороне, которую избивает сторона хорошая.

4. Артефакт, который спасет мир – ага, слышали. Путешествия, детективные истории с фантастическими элементами, повествующие о некой древней вещице, которая остановит смерть/войну/голод/болезни, уже набили оскомину и въелись в память.

5. Артефакт, который уничтожит мир – еще один штамп. Ящик Пандоры уже оброс десятками реинкарнаций. И все никак не успокоятся писатели, впихивая его в том или ином виде в свои произведения.

6. «Он – избранный!!!»
Эта фраза уже стала своеобразной шуткой. Для юмористической фантастики (к коей можно отнести и ЛЕГО-фильм) такой ход сойдет, но если вы относитесь к роману как к нечто серьезному, постарайтесь сгладить углы или же напрочь выкиньте эту идею. Каждый персонаж должен заслужить свое место под солнцем, а не стать пупом земли благодаря росчерку пера.

7. Информатор – такой персонаж весьма хорош. Но если он будет постоянно появляться в те моменты, когда герой застопорился в своих рассуждениях или поисках, то это будет выглядеть минимум странно. Такие «подачки» от автора выглядят «дешевыми трюками».

8. Злодей является родственником главного героя – семейные разборки тоже весьма интересны, если они не являются центральной темой произведения. «Первое правило волшебника» создало некий штамп таких разборок, по канонам которой строится большинство произведений с такими сюжетными ходами.

9. Дева в беде – еще один штамп, о котором даже есть статья в Вики. Ничего путного и интересного не выходит, когда в сотый раз благородный рыцарь отправляется на поиски дамы сердца. Пусть даже в масштабах всего космоса. Это вам не «Марио».

10. Типичный гном, типичный эльф, типичный орк – стандартные типажи уже въелись в литературу и кочуют из романа в роман. Старайтесь придать каждому герою индивидуальных черт, иначе читатель возмущенно воскликнет: «Я уже это видел!» И вот тут он, пожалуй, будет прав…

Итак, 10 самых распространенных штампов мы рассмотрели. В следующий раз мы поговорим уже не столько о заезженных сюжетных ходах, сколько о том, как некоторые штампы и клише использовать с пользой.

6 коммент.:

  1. 3,4,5,6 и 9. Роман Злотников брызжет слюной и рвет свои пописульки, читая этот пост.
    СПЕЦТРЕ.
    П. С. Да, теперь блогспот пашет, оказалось, мой провайдер на компанию Гугл обиделся, но массовые жалобы тут же привели к миру и согласию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я надеюсь, он не в обиде =)

      Я не против штампов и клише, просто считаю, что их не стоит во главу угла ставить. Таких произведений уже написаны сотни тысяч.

      П.С. Ну наконец-то разобрались. Надеюсь, провайдер тоже не в обиде.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. "4. Артефакт, который спасет мир – ага, слышали." Слышали, даже у Лего ( в Био была маска способная спасти целую вселенную)

    Только ты не написал еще про один штамп:
    "11. "У героя есть либо учитель, либо просто друг по команде, который его обучает способностям. Но самая нужная способность у него не получается. И в самый ответственный момент она у него выходит (чаще во время этого у героя в голове играет голос наставника) и он спасает мир" - заезженный до нельзя штамп, который уже приелся зрителю/читателю до нельзя, однако он не перестает использоваться в книгах и кинематографе.

    ОтветитьУдалить